Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 10

а.Хатажукай

 

Ситуация развития

 

Ситуация развития  МОУ  СОШ  №10

/проблемно-ориентированный  анализ/

 

1.    Анализ  состояния  внешней  социальной  среды  школы,  особенности  социального  образовательного  заказа.

       Внешняя  социальная  среда  школы  характеризуется  высокой  степенью  неопределенности,  что  связано  с  наличием  ряда  различных  и  не  всегда  согласующихся  между  собой  тенденций  ее  развития.  В  условиях  повсеместного  спада  сельхозпроизводства,  деградации  кадрового  потенциала  и  культурной  жизни  села  образование  становится  ведущим  фактором  развития  села.  В  настоящее  время  сельская  школа – единственный  интеллектуально – культурный  центр  села,  и  поэтому  в прямой  зависимости  от  ее  деятельности  находится  решение  многих  вопросов  на  селе.                                                                                              Коллективом школы  организуется  и  проводятся  культурно – массовые  мероприятия  для  жителей  хутора:  праздничные  вечера  к  Дню  Матери,  8 Марта,  Рождественские  вечера,  ежегодное  проведение  митингов  у  памятника  к  дню Победы, встречи  с ветеранами  ВОВ.     

        Отсутствие  в  поселке  центра  досуга  тесно  связывает  школу  с  жителями  села  и  превращает  ее  в  социокультурный  центр.  В  этих  условиях  совершенствования  управления,  структурно – содержательная  реструктуризация  деятельности  сельской  школы  необходимо  как  для  формирования  трудовых  ресурсов  в  селе,  так  и  для  развития  системы  образования.  Одновременно  сегодня  мы  сталкиваемся  с реальной  парадоксальной  ситуацией.  Если  развивать  сельское  образование,  повышать  ее  качество,  никак  при  этом  специально  не  связывая  образование  с  целями  переустройства  и  возрождения  жизни  в  сельском  регионе,  то  результатом  такого  совершенствования  становится  миграция  людей,  получивших  более  высокий  уровень  образования,  городские  центры.  Школа  превращается  в  «Насос»  по  выкачиванию  кадров  из  села.

     Второй  вариант  подобный  образовательной  политики  в  регионах – формирования  слоя  «ненужных  людей»,  уровень  образованности  и  квалификации  которых  не  позволяет  им  включаться  в  разрушаемую  экономико – хозяйственную  жизнь  региона.  Поэтому,  решая  задачу  равного  доступа  качественному  образованию,  надо  учитывать  и вторую  сторону  вопроса- подготовки  трудовых  ресурсов  для  села  по  формуле  «здесь  и  сейчас».  В  этой  связи  сельскую  образовательную  школу  можно  рассматривать  как  первую  ступень  формирования  трудовых  ресурсов.

      В  образовательной  деятельности  школы  концептуальной  является  установка  на  первенство  такой  задачи:   обеспечить  успешное  жизненное  и  профессиональное  самоопределение  всех  учащихся.  В  связи  с  этим  ни  только  обучение,  но  и  воспитание – часть  инновационной  работы.  Собственно  воспитание  выходит  далеко  за  пределы  обучения,  в  широкую  сферу  социально – значимой  деятельности.

      Сельский  тип  поселения,  деревенская  культура,  образ  жизни  существовали  и развивались   на протяжении  длительного  исторического  периода,  формируя  особые  экономические  отношения,  особый  менталитет  жителей  села.  Поэтому  и  обучение  в  сельской  школе  должно  иметь  практическую  направленность  на  трудовую  деятельность  в  сельском  хозяйстве,  что  предполагает  существенные  изменения  в  структуре  учебных  планов.

   Кроме  названных  сторон  социально  образовательного  заказа  следует  выделить  еще  одну  ее  составляющую,  источником которой  является  общество  в  целом.  Это  социальный  заказ  оформлен  в  виде  ценностных  приоритетов  национальной  политики  в  сфере  образования  и  касается  образовательной  подготовки  личности,  обладающей  хорошим  психическим  и  соматическим  здоровьем,  сформированными  нравственными  устоями,  высоким  уровнем  гражданственности  и  патриотизма  и  защищенной  благодаря  устойчивости  своей  личной  позиции  от  негативных  внешних  влияний.  Трудность  работы  с  этим  заказом  состоит  в  том,  что,  имея  конкретных  носителей  и  проводников  в  лице  органов  государственного  самоуправления,  он  не  прописан  на  уровне  нормативов,  на  основе  которых  эти  органы  осуществляют  оценку  и  контроль  деятельности  школы.  Работа  с  данного  вида  социально  образовательным  заказам  предполагается  создание  социальной  инфраструктуры  школы  из  числа  внешних  партнеров,  способны  стать  субъектами  управления  школой  (гражданские  образовательные  институты).

 

2.    Внутренняя  образовательная  среда  школы.

   СОШ №10  представляет  собой  традиционную  образовательную  систему,  в  недрах  которой  в  течении  последних  лет  выращивались  инициативные  нововведения,  отражающие,  в  первую очередь,  профессионально – личностную  позицию  творчески  работающих  педагогов.  Цели  образования  определяются,  исходя  из  требований  Федерального  и  регионального  образовательного  стандарта,  и  формируются  в  показателях  обученности  и   обучаемости  школьников.  Индивидуализация  обучения  отражена  в  факультативных,  индивидуальных  и групповых  занятиях,  избранных  в  соответствии  с  образовательными  потребностями  учащихся  и  их  родителей,  индивидуальным  потенциалом  детей. 

     Преподавание  в  школе  ведется  по  рабочим программам,  составленным  на  основе  типовых  государственных  программ  и содержания  государственных  стандартов,  при  этом  объем  учебного  материала  и  последовательность  его  изучения  могут  быть  изменены  по  решению  педагогического  совета  и  утверждению  приказом  директора  школы.

    Дисциплины  обеспечены  учебными  программами,   учебниками,  методическими  рекомендациями, дидактическими  рекомендациями,  контрольными  заданиями  по  всем  компонентам – базисному,  региональному, школьному.

    Осуществление  образовательной  деятельности  школы  в  соответствии  с современными  требованиями  к  обучению  и  развитию  учащихся,  особенностями  социокультурного  развития  общества  должна  служить  реализации  в  образовательном  процессе  компетентного  подхода.  Данный  подход  ориентирует  педагогическую деятельность  для  создания  условий  для  формирования  у  обучаемых    опыта  самостоятельного  решения  познавательных,  коммуникативных,  организационных,  нравственных  и  иных  проблем,  составляющих  содержание  образования  и  требует  соответственно  опоры  на  современные  образовательные  технологии.

     Интенсивная  информация  всех  сторон  жизни  социума  требует  владения  информационно – коммуникационными  технологиями.  В плане  ресурсного  обеспечения  предметов, связанных  с  решением  задачи  становления  информационно-коммуникационной  компетентности  учащихся,  в  школе имеется  компьютерный  класс.

     Используются: 

- Интернет,  информационные  поисковые системы;

- текстовый  редактор;

- программные  средства,  как  готовые,  так  и  разработанные  учителями  на  уроках  и  внеклассных  мероприятиях  и  при  организации  проектной  деятельности  учащихся.

      В обучении  и  воспитании  используются  образовательные  технологии:      интернет – технологии,  метод проектов,  методы  контроля  (тестирование  и  контрольный  опрос).  Постоянному  анализу  подвергается  показатель  качества  обученности  учащихся.  Результат   диагностики  стабильный.   Изменение  наблюдается  в  процентном  выражении  качества  обученности  в  зависимости  от  ступени обучения:  так  на  1 и 3  ступенях  школьного  образования  качество обученности  выше,  чем  в   7-8  классах  основного  общего образования.  Детальное  определение  причин  и  следствий  данного  процесса  позволяет  спланировать деятельность  педагогического  коллектива  по  повышению  качества  обученности.

      Ежегодно  учащиеся  нашей  школы  становятся  призерами  районных  олимпиад  и участвуют  в  республиканских  по  адыгейскому  языку.  Учащиеся  нашей  школы  ежегодно  принимают  участие  в  районных  и  республиканских  научно-практических  конференциях  по  экологии,  на  которых  выступают  с  темами,  над которыми  работают в  течении  нескольких  лет  ставя  опыты  и  проводя  исследовательскую  работу.

     Успешность  развития  инновационных  процессов  в школе  связана  с  научно-методической  работой  учителей.  Изменяющиеся  социально-экономические  условия  развития  общества  определили  характер  современной  педагогической  системы,  особенностью  которой  является,  самостоятельность  учителя  в  осмыслении  и  создании  педагогического опыта,  ориентация  субъектов  деятельности  на  творческий  поиск.   Поэтому  повышения  уровня  профессиональной  компетенции  является  основным  и важным  условием  самореализации  учителя. 

    Педагог  школы  отличает  высокий  уровень  профессионального  мастерства,  связанного  с  умением  методически  грамотно  планировать  и  проводить  учебные  занятия.  В  меньшей  степени  развиты  проектировочные  умения,  большинство педагогов  предпочитает  пользоваться  проверенными  педагогическими  технологиями.  В  то же  время  существует  группа  педагогов  с  выраженной  мотивацией  педагогического  поиска, склонных  к  инновационной  деятельности.

     Следует  объединить  творчески   инициативных  учителей  в  единое  объединение ,  в  рамках  которого  получат  поддержку  наиболее  творчески  работающие  педагоги,  их  будут  окружать  единомышленники.

     Воспитательный  процесс  школы  направлен  на  формирование  качеств  личности  гражданина  и  патриота  России  и  Адыгеии.  Он  осуществляется  в  виде  традиционных  и  новых  воспитательных  мероприятий,  призванных  формировать  требуемые  образцы  социального  поведения  на  уровне  личностных  убеждений  воспитанников.  В  то  же  время  фактически  отсутствует  практика  создания  педагогических  ситуаций,  в  которых  могла бы  проявиться  активная  гражданская  позиция  школьников.

   Приведенные  данные  позволяют  выделить  сильные  и  слабые  стороны  внутренней  образовательной  среды  школы,  характеризующие  ее  как  центр  образования  и воспитания  в  микрорайоне.

  Сильные  и  слабые  стороны  внутренней 

          образовательной  среды  в  школе

 

     Сильные  стороны

       Слабые  стороны

 

Способность  давать  прочные  знания,  соответствующие  требованиям  государственного  образовательного  стандарта.

Высокий  профессионализм  учителей – предметников,  владение инновационными  педагогическими  технологиями.

Готовность  к  педагогическому  поиску.

Сплочение  школьного  коллектива  на  идеях  педагогики,  сотрудничества.

 

 Низкая  мотивация  профессионального   роста  определенной  части  педагогов,  как  следствие  отсутствия  реальной  связи  между  уровнем  профессионализма  и оплаты  труда.

  Слабая  материально – техническая  база.

 

  Проанализировав  деятельность  школы  на  современном этапе  и  рассматривая  ее  перспективы  на  ближайшее  будущее,  можно  структурировать  комплекс  проблем,  решение  которых  может  вывести  школу  на  новый  уровень  развития:

- школьное  образование  должно  соответствовать  интересам  и  склонностям,  уровню  наличных  возможностей  и  индивидуальным  особенностям  (способностям)  всех  школьников:

- школа  должна  быть,  с  одной  стороны,  гарантом  стабильности,  но  с  другой  соответствовать  быстро  меняющимся  условиям  информационного  общества;

- школа  должна  быть  способной  удовлетворять  новым  требованиям,  предъявленным  государством  и  социумом,  в  том  числе  и  микросоциумом;

 - школа  должна  накопить  достаточно  богатый  опыт  инновационного  развития  и  иметь  достаточный  ресурс  для  реализации  Программы  развития;

- Программа  развития  школьного  образования  должна  предусматривать  формирование  необходимых  предпосылок,  условий  и  механизмов  для  постоянного  самообновления,  модернизации  в  направлении  расширения  доступности  образования,   повышения  его качества  и  роста  эффективности.

 

       IV/  Концепция  развития  школы.

1.      АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОГРАММЫ.

    Резкая  смена  ориентиров  и  направленность  общественного развития,  вызванная  стремлением  в  одночасье  модернизировать  российское  общество,  непонимание  сути  перемен,  кардинальный  слом  привычной  системы  ценностей  рождает  у  людей  чувство  страха  и  неуверенности,  потери  ощущения  плотной  и  осмысленности  жизни,  стабильности  и  привычных  социальных  ориентиров.  Все  это  приводит  к  серьезным  личностным  и  социальным  деформациям,   возрастает  значимость  личности  как  субъекта  социальных  отношений.  В  связи  с  этим  особо  актуализируются  проблемы  образования,  воспитания,  культуры.  Снять  противоречивый  конфликт,  гармонизировать  жизнь  современного  человека,  гуманизировать  все  стороны  его  жизни  и  тем  самым  обеспечить  стабильное  развитие  общества – вот  основные  направления  в  работе  системы  образования.

    В  основе  программы  развития  школы  лежит  принятая  педагогическим  коллективом  концепция,  разработанная  в  соответствии  с  принципами  гуманизации  и  демократизации,  с  признанием  ценности  ученика,  развитием  его  интеллектуально – нравственного  потенциала,  с  заботой  о  способности  его  к  осознанному  выбору  успешной  самореализации  в  будущем.

     Образование  в  русле  гуманистической  концепции  понимается  как  восхождение  человека  к  свободе,  реализации  своей  творческой  индивидуальности  в  самом  широком  спектре  общественных  отношений.  Основными  педагогическими  идеями,  рожденными  в  гуманистической  парадигме   образования,  выступают:

- идея  свободы – как  возможности  для  учащихся   реализовать свой  внутренний  потенциал  в  соответствии  с  собственной  волей  и  потребностями  в  саморазвитии.

- идея  свободы  выбора – как  право  ребенка  реализовать  свою  субъектность  через  самоопределение   в  принятии  решений  использования  мотивационных  ресурсов  образования  -  как  приоритета  развития  внутренних  побудителей  деятельности  учащихся  перед  внешними  стимулами;

-  идея  отказа  от  всех  форм  манипуляции ребенком,  в  том  числе  от  наказаний  и  отметок;

-  идея  развития  опыта  как  средство  личностного  роста  и  включения  ребенка  в  существующую  культуру.

     Идея  индивидуального  целеполагания  -  как  проектирование  личных  целей  учениками  в  ходе  образовательной  деятельности;  народности  образования – как  право  ребенка  на  воспитание  в  контексте  культуры,  ценностей  своего  народа.

     Реализация  гуманистических  идей  предполагает  определение  миссии  школы  как  обеспечение  каждому  ребенку  возможности  полноценной  интеграции  в  сложный  противоречивый  и  динамично  развивающийся  социум  в  соответствии  с  его  образовательными  потребностями,  индивидуальными  особенностями,  жизненными  планами  и характеристиками  той  культурной  среды,  в  которой  происходит  его  социализация;  формирования его  жизненностойкости  и  готовности  самостоятельно  решать  проблемы  своего  бытия  в  соответствии  с  нормами  общечеловеческой  морали;  развитие  его  социальной  компетентности  и  способности  на  ее  основе  определять  свою  жизненную  траекторию,  быть  субъектом  собственной  жизни  и  жизни  общества.

     Проанализировав  деятельность  школы  на  современном  этапе,  рассмотрев  ее  перспективы  на  ближайшее будущее  можно выделить  ряд  проблем,  решение  которых  поможет  вывести  школу  на  новый уровень  развития:

 

              Проблема

      Способы  решения

 

Развитие  гармоничной  личности,  способной  адаптироваться  в  современном  мире.  Создание  в  рамках  школы  целостной  здоровье  сберегающей  среды,  охватывающей умственный,  физический,  психический,  нравственный  аспекты  жизни  школьника.

 

  Школьное  образование  должно  опережающим  образом  обеспечивать  социально – экономическое  развитие  общества. 

 

  Внедрение  инновационных  технологий,  расширение  спектра  образовательных  услуг.

 

  Школа  должна  быть  с  одной  стороны,  гарантом  стабильности,  но  с  другой  соответствовать  быстро  меняющимся  условиям  информационного  общества.

 

 

  Школа  должна  быть  способной  удовлетворять   новым  требованиям  предъявляемым  государством  и социумом  в  том  числе  и  микросоциумом.

 

  Повышение  квалификации  учителей,  работающих  по  новым  учебно – методическим  комплексом,  приобретение  учебно – методической  литературы.  Укрепление  материально – технической  базы  школы.

 

 

  Школа  должна  формировать  основную  парадигму    «Учиться  не  для  школы,  а  для  жизни».

 

 

  Разработка  системы  критериев  и  показателей  оценивания  соотношения  своих  способностей,  возможностей  и  потребностей

 

  Школа  должна  обрести  внешний  имидж,  соответствующий  представлениям  местного  сообщества,  отработать  механизм  совместной  коллективной  деятельности  различных  социальных  институтов  по  отношению  к  образованию.

 

  Создание  и  внедрение  модели  социального  партнерства.

 

    Школа  выступает  для  ребенка  первой и  основной  моделью  социального  мира.  Именно  школьный  опыт  помогает  осваивать  те  законы,  по  которым  живет  взрослый  мир,  способы  существования  в  границах  этих  законов.  Передача  информации  происходит  не  только  на  уроках  и  классных  часах  в  общении  с  учителями,  а  всей  атмосферой  жизни  школы,  нормами  по  которым  она  живет.  Полноценный  социальный  опыт  приобретается  только  в  конкретной  деятельности.  Поэтому  в  школе  необходимо  создание  таких  условий,  в  которых  учащийся  мог  бы  приобретать  социальный  опыт,  соответствующий  социальной  ситуации  (существующей,  и  той,  в  которой  учащемуся  придется  жить  в  будущем).  Всесторонние  возможности  для  социализации  школьника  дает  социальное  партнерство  в  которые  вступают  представители   школы  с  представителями  других  сфер  общественного  воспроизводства;

-  партнерство,  которое  инициирует  сама  школа.

    Последнее  является  наиболее  значимым,  оно  позволяет  изменять,  проектировать,  моделировать  и апробировать  новые  общественно  значимые  функции  образовательного  учреждения.

    В  процессе  реализации  программы  в  рамках  деятельности  школы   предполагается  развитие  нескольких  направлений  педагогической  работы,  объединенных  важнейшими  приоритетами:  личность участников  образовательного  процесса  (учитель – ученик),  ее  самооценка,  ориентированность  на  развитие  творческого  потенциала,  самоопределение  и  самореализации  в  выборе  будущей  профессии,  приобретение  качеств,  необходимых  для  жизнедеятельности  в  обществе,  гуманизм – важнейшее  составляющая  образовательного  процесса.

     Так  же,  в  процессе  реализации  программы  предполагается  рост  профессионального  мастерства  учителя  за  счет  овладения  новыми  моделями  обучения  и  современными  технологиями,  внедряемыми  в  учебно – воспитательный  процесс.  Важнейшими  условиями  осуществления  программы  являются:

- осуществление  единства  педагогического  процесса  на  уроке  и  во  внеурочное  время,  повседневной  взаимосвязи  в  работе учителя,  классного  руководителя,  родителей,  муниципальных  органов  управления;

-  развитие  и  укрепление  материально – технической  базы,  сопровождающей  образовательный  и  воспитательный  процессы.

 

2.    НАПРАВЛЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В  РАМКАХ  ПРОГРАММЫ  РАЗВИТИЯ:

-  Модернизация  содержания  образования,  которое  предполагает:

1.   использование  новых  информационных  технологий  в  учебных  предметах  базового  и  регионального  уровня;

2.  развитие  форм  открытого  образования  на  всех  уровнях  с  привлечением  ресурсов  Интернет;

3.  разработка  и  апробация  программ,  программ  элективных  курсов,  отвечающих  требованиям  научности,  целостности,  универсальн6ости,  доступности,  преемственности  и  модульности;

4.  совершенствование  программ  факультативных  и  элективных  курсов;

5.  разработка  мониторинга  качества  образования  в  соответствии  с  типом  осваиваемых  программ.

       Разработка данного  направления  позволит  повысить  качество  обученности  и  творческой  активности  школьников,  подготовить  учащихся  к  жизни  в  современном  обществе,  ориентированном  на  более  широкое  использование  новых  информационных  технологий.                     – Информационно – технологическое  направление,  которое  предполагает: 

1..  внедрение  Интернет – ресурсов  для  решения  образовательных  задач

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz