Ситуация развития МОУ СОШ №10
/проблемно-ориентированный анализ/
1. Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа.
Внешняя социальная среда школы характеризуется высокой степенью неопределенности, что связано с наличием ряда различных и не всегда согласующихся между собой тенденций ее развития. В условиях повсеместного спада сельхозпроизводства, деградации кадрового потенциала и культурной жизни села образование становится ведущим фактором развития села. В настоящее время сельская школа – единственный интеллектуально – культурный центр села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов на селе. Коллективом школы организуется и проводятся культурно – массовые мероприятия для жителей хутора: праздничные вечера к Дню Матери, 8 Марта, Рождественские вечера, ежегодное проведение митингов у памятника к дню Победы, встречи с ветеранами ВОВ.
Отсутствие в поселке центра досуга тесно связывает школу с жителями села и превращает ее в социокультурный центр. В этих условиях совершенствования управления, структурно – содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходимо как для формирования трудовых ресурсов в селе, так и для развития системы образования. Одновременно сегодня мы сталкиваемся с реальной парадоксальной ситуацией. Если развивать сельское образование, повышать ее качество, никак при этом специально не связывая образование с целями переустройства и возрождения жизни в сельском регионе, то результатом такого совершенствования становится миграция людей, получивших более высокий уровень образования, городские центры. Школа превращается в «Насос» по выкачиванию кадров из села.
Второй вариант подобный образовательной политики в регионах – формирования слоя «ненужных людей», уровень образованности и квалификации которых не позволяет им включаться в разрушаемую экономико – хозяйственную жизнь региона. Поэтому, решая задачу равного доступа качественному образованию, надо учитывать и вторую сторону вопроса- подготовки трудовых ресурсов для села по формуле «здесь и сейчас». В этой связи сельскую образовательную школу можно рассматривать как первую ступень формирования трудовых ресурсов.
В образовательной деятельности школы концептуальной является установка на первенство такой задачи: обеспечить успешное жизненное и профессиональное самоопределение всех учащихся. В связи с этим ни только обучение, но и воспитание – часть инновационной работы. Собственно воспитание выходит далеко за пределы обучения, в широкую сферу социально – значимой деятельности.
Сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни существовали и развивались на протяжении длительного исторического периода, формируя особые экономические отношения, особый менталитет жителей села. Поэтому и обучение в сельской школе должно иметь практическую направленность на трудовую деятельность в сельском хозяйстве, что предполагает существенные изменения в структуре учебных планов.
Кроме названных сторон социально образовательного заказа следует выделить еще одну ее составляющую, источником которой является общество в целом. Это социальный заказ оформлен в виде ценностных приоритетов национальной политики в сфере образования и касается образовательной подготовки личности, обладающей хорошим психическим и соматическим здоровьем, сформированными нравственными устоями, высоким уровнем гражданственности и патриотизма и защищенной благодаря устойчивости своей личной позиции от негативных внешних влияний. Трудность работы с этим заказом состоит в том, что, имея конкретных носителей и проводников в лице органов государственного самоуправления, он не прописан на уровне нормативов, на основе которых эти органы осуществляют оценку и контроль деятельности школы. Работа с данного вида социально образовательным заказам предполагается создание социальной инфраструктуры школы из числа внешних партнеров, способны стать субъектами управления школой (гражданские образовательные институты).
2. Внутренняя образовательная среда школы.
СОШ №10 представляет собой традиционную образовательную систему, в недрах которой в течении последних лет выращивались инициативные нововведения, отражающие, в первую очередь, профессионально – личностную позицию творчески работающих педагогов. Цели образования определяются, исходя из требований Федерального и регионального образовательного стандарта, и формируются в показателях обученности и обучаемости школьников. Индивидуализация обучения отражена в факультативных, индивидуальных и групповых занятиях, избранных в соответствии с образовательными потребностями учащихся и их родителей, индивидуальным потенциалом детей.
Преподавание в школе ведется по рабочим программам, составленным на основе типовых государственных программ и содержания государственных стандартов, при этом объем учебного материала и последовательность его изучения могут быть изменены по решению педагогического совета и утверждению приказом директора школы.
Дисциплины обеспечены учебными программами, учебниками, методическими рекомендациями, дидактическими рекомендациями, контрольными заданиями по всем компонентам – базисному, региональному, школьному.
Осуществление образовательной деятельности школы в соответствии с современными требованиями к обучению и развитию учащихся, особенностями социокультурного развития общества должна служить реализации в образовательном процессе компетентного подхода. Данный подход ориентирует педагогическую деятельность для создания условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования и требует соответственно опоры на современные образовательные технологии.
Интенсивная информация всех сторон жизни социума требует владения информационно – коммуникационными технологиями. В плане ресурсного обеспечения предметов, связанных с решением задачи становления информационно-коммуникационной компетентности учащихся, в школе имеется компьютерный класс.
Используются:
- Интернет, информационные поисковые системы;
- текстовый редактор;
- программные средства, как готовые, так и разработанные учителями на уроках и внеклассных мероприятиях и при организации проектной деятельности учащихся.
В обучении и воспитании используются образовательные технологии: интернет – технологии, метод проектов, методы контроля (тестирование и контрольный опрос). Постоянному анализу подвергается показатель качества обученности учащихся. Результат диагностики стабильный. Изменение наблюдается в процентном выражении качества обученности в зависимости от ступени обучения: так на 1 и 3 ступенях школьного образования качество обученности выше, чем в 7-8 классах основного общего образования. Детальное определение причин и следствий данного процесса позволяет спланировать деятельность педагогического коллектива по повышению качества обученности.
Ежегодно учащиеся нашей школы становятся призерами районных олимпиад и участвуют в республиканских по адыгейскому языку. Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в районных и республиканских научно-практических конференциях по экологии, на которых выступают с темами, над которыми работают в течении нескольких лет ставя опыты и проводя исследовательскую работу.
Успешность развития инновационных процессов в школе связана с научно-методической работой учителей. Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер современной педагогической системы, особенностью которой является, самостоятельность учителя в осмыслении и создании педагогического опыта, ориентация субъектов деятельности на творческий поиск. Поэтому повышения уровня профессиональной компетенции является основным и важным условием самореализации учителя.
Педагог школы отличает высокий уровень профессионального мастерства, связанного с умением методически грамотно планировать и проводить учебные занятия. В меньшей степени развиты проектировочные умения, большинство педагогов предпочитает пользоваться проверенными педагогическими технологиями. В то же время существует группа педагогов с выраженной мотивацией педагогического поиска, склонных к инновационной деятельности.
Следует объединить творчески инициативных учителей в единое объединение , в рамках которого получат поддержку наиболее творчески работающие педагоги, их будут окружать единомышленники.
Воспитательный процесс школы направлен на формирование качеств личности гражданина и патриота России и Адыгеии. Он осуществляется в виде традиционных и новых воспитательных мероприятий, призванных формировать требуемые образцы социального поведения на уровне личностных убеждений воспитанников. В то же время фактически отсутствует практика создания педагогических ситуаций, в которых могла бы проявиться активная гражданская позиция школьников.
Приведенные данные позволяют выделить сильные и слабые стороны внутренней образовательной среды школы, характеризующие ее как центр образования и воспитания в микрорайоне.
Сильные и слабые стороны внутренней
образовательной среды в школе
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Способность давать прочные знания, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта.
Высокий профессионализм учителей – предметников, владение инновационными педагогическими технологиями.
Готовность к педагогическому поиску.
Сплочение школьного коллектива на идеях педагогики, сотрудничества. |
Низкая мотивация профессионального роста определенной части педагогов, как следствие отсутствия реальной связи между уровнем профессионализма и оплаты труда.
Слабая материально – техническая база. |
Проанализировав деятельность школы на современном этапе и рассматривая ее перспективы на ближайшее будущее, можно структурировать комплекс проблем, решение которых может вывести школу на новый уровень развития:
- школьное образование должно соответствовать интересам и склонностям, уровню наличных возможностей и индивидуальным особенностям (способностям) всех школьников:
- школа должна быть, с одной стороны, гарантом стабильности, но с другой соответствовать быстро меняющимся условиям информационного общества;
- школа должна быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявленным государством и социумом, в том числе и микросоциумом;
- школа должна накопить достаточно богатый опыт инновационного развития и иметь достаточный ресурс для реализации Программы развития;
- Программа развития школьного образования должна предусматривать формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления, модернизации в направлении расширения доступности образования, повышения его качества и роста эффективности.
IV/ Концепция развития школы.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Резкая смена ориентиров и направленность общественного развития, вызванная стремлением в одночасье модернизировать российское общество, непонимание сути перемен, кардинальный слом привычной системы ценностей рождает у людей чувство страха и неуверенности, потери ощущения плотной и осмысленности жизни, стабильности и привычных социальных ориентиров. Все это приводит к серьезным личностным и социальным деформациям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений. В связи с этим особо актуализируются проблемы образования, воспитания, культуры. Снять противоречивый конфликт, гармонизировать жизнь современного человека, гуманизировать все стороны его жизни и тем самым обеспечить стабильное развитие общества – вот основные направления в работе системы образования.
В основе программы развития школы лежит принятая педагогическим коллективом концепция, разработанная в соответствии с принципами гуманизации и демократизации, с признанием ценности ученика, развитием его интеллектуально – нравственного потенциала, с заботой о способности его к осознанному выбору успешной самореализации в будущем.
Образование в русле гуманистической концепции понимается как восхождение человека к свободе, реализации своей творческой индивидуальности в самом широком спектре общественных отношений. Основными педагогическими идеями, рожденными в гуманистической парадигме образования, выступают:
- идея свободы – как возможности для учащихся реализовать свой внутренний потенциал в соответствии с собственной волей и потребностями в саморазвитии.
- идея свободы выбора – как право ребенка реализовать свою субъектность через самоопределение в принятии решений использования мотивационных ресурсов образования - как приоритета развития внутренних побудителей деятельности учащихся перед внешними стимулами;
- идея отказа от всех форм манипуляции ребенком, в том числе от наказаний и отметок;
- идея развития опыта как средство личностного роста и включения ребенка в существующую культуру.
Идея индивидуального целеполагания - как проектирование личных целей учениками в ходе образовательной деятельности; народности образования – как право ребенка на воспитание в контексте культуры, ценностей своего народа.
Реализация гуманистических идей предполагает определение миссии школы как обеспечение каждому ребенку возможности полноценной интеграции в сложный противоречивый и динамично развивающийся социум в соответствии с его образовательными потребностями, индивидуальными особенностями, жизненными планами и характеристиками той культурной среды, в которой происходит его социализация; формирования его жизненностойкости и готовности самостоятельно решать проблемы своего бытия в соответствии с нормами общечеловеческой морали; развитие его социальной компетентности и способности на ее основе определять свою жизненную траекторию, быть субъектом собственной жизни и жизни общества.
Проанализировав деятельность школы на современном этапе, рассмотрев ее перспективы на ближайшее будущее можно выделить ряд проблем, решение которых поможет вывести школу на новый уровень развития:
Проблема |
Способы решения |
Развитие гармоничной личности, способной адаптироваться в современном мире. Создание в рамках школы целостной здоровье сберегающей среды, охватывающей умственный, физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника. |
Школьное образование должно опережающим образом обеспечивать социально – экономическое развитие общества. |
Внедрение инновационных технологий, расширение спектра образовательных услуг. |
Школа должна быть с одной стороны, гарантом стабильности, но с другой соответствовать быстро меняющимся условиям информационного общества.
|
Школа должна быть способной удовлетворять новым требованиям предъявляемым государством и социумом в том числе и микросоциумом. |
Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно – методическим комплексом, приобретение учебно – методической литературы. Укрепление материально – технической базы школы.
|
Школа должна формировать основную парадигму «Учиться не для школы, а для жизни».
|
Разработка системы критериев и показателей оценивания соотношения своих способностей, возможностей и потребностей
|
Школа должна обрести внешний имидж, соответствующий представлениям местного сообщества, отработать механизм совместной коллективной деятельности различных социальных институтов по отношению к образованию.
|
Создание и внедрение модели социального партнерства. |
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов. Передача информации происходит не только на уроках и классных часах в общении с учителями, а всей атмосферой жизни школы, нормами по которым она живет. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности. Поэтому в школе необходимо создание таких условий, в которых учащийся мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации (существующей, и той, в которой учащемуся придется жить в будущем). Всесторонние возможности для социализации школьника дает социальное партнерство в которые вступают представители школы с представителями других сфер общественного воспроизводства;
- партнерство, которое инициирует сама школа.
Последнее является наиболее значимым, оно позволяет изменять, проектировать, моделировать и апробировать новые общественно значимые функции образовательного учреждения.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы предполагается развитие нескольких направлений педагогической работы, объединенных важнейшими приоритетами: личность участников образовательного процесса (учитель – ученик), ее самооценка, ориентированность на развитие творческого потенциала, самоопределение и самореализации в выборе будущей профессии, приобретение качеств, необходимых для жизнедеятельности в обществе, гуманизм – важнейшее составляющая образовательного процесса.
Так же, в процессе реализации программы предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, внедряемыми в учебно – воспитательный процесс. Важнейшими условиями осуществления программы являются:
- осуществление единства педагогического процесса на уроке и во внеурочное время, повседневной взаимосвязи в работе учителя, классного руководителя, родителей, муниципальных органов управления;
- развитие и укрепление материально – технической базы, сопровождающей образовательный и воспитательный процессы.
2. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ:
- Модернизация содержания образования, которое предполагает:
1. использование новых информационных технологий в учебных предметах базового и регионального уровня;
2. развитие форм открытого образования на всех уровнях с привлечением ресурсов Интернет;
3. разработка и апробация программ, программ элективных курсов, отвечающих требованиям научности, целостности, универсальн6ости, доступности, преемственности и модульности;
4. совершенствование программ факультативных и элективных курсов;
5. разработка мониторинга качества образования в соответствии с типом осваиваемых программ.
Разработка данного направления позволит повысить качество обученности и творческой активности школьников, подготовить учащихся к жизни в современном обществе, ориентированном на более широкое использование новых информационных технологий. – Информационно – технологическое направление, которое предполагает:
1.. внедрение Интернет – ресурсов для решения образовательных задач